Братья-близнецы Николай и Леонид Тузенко с детства привыкли играть в одной команде: вместе готовились к международным соревнованиям по математике и вместе побеждали, поддерживали друг друга на футбольном поле, а теперь стали частью сложного механизма московского офиса BCG. Что привело ребят в консалтинг, как проходила подготовка к отбору и каково близнецам работать в одном офисе? Ответы на эти и другие вопросы — в нашем интервью.
Леонид. Мы родились в Виннице. Позже переехали в Киев, где закончили один из лучших физматов страны. Затем решили продолжить обучение на физтехе (МФТИ (ГУ)), где сейчас учимся в магистратуре.
Николай. Первые два года бакалавриата базовой кафедрой был Институт физики твердого тела РАН в Черноголовке, потом я решил перевестись на кафедру системного анализа экономики на базе НИУ ВШЭ и Института экономической политики им. Е. Гайдара. Брат полностью поддержал.
Николай. Мы с четвертого класса активно занимались двумя вещами — олимпиадами и футболом. Посвящали им много времени, потому что оба любим дух соревнования. Первые успехи пришли в восьмом классе, когда мы оказались в Париже на чемпионате по решению логических математических задач. Кстати, победили.
Леонид. И продолжили участвовать в крупных соревнованиях. Особенно запомнились международные олимпиады в Мексике и Хорватии. Они проходили на таком высоком уровне, что у участников даже был шанс пообщаться с первыми лицами государства. В Мексике нас принимал сам премьер-министр и министр образования. Вообще, на подобных мероприятиях важно осознавать, что ты представляешь свою страну. Тогда силы только прибавляются и появляется желание выкладываться на все 100 %.
Николай. На учебу в школе времени было, конечно, совсем мало. Мы регулярно получали от директора освобождение от занятий и большинство времени готовились к следующему циклу олимпиад. Так я приобрел важное для консалтинга качество — умение работать часы напролет. При постоянном потоке задач учишься выявлять свои слабые и сильные места, понимаешь, что надо подтянуть, осознаешь, что временной ресурс ограничен. И опытным путем находишь направление, в котором тебе нужно расти.
Конечно, тогда меня привлекала не только возможность посоревноваться — я действительно очень интересуюсь физикой и математикой. Сейчас иногда смотрю свежие материалы на разные темы, с удовольствием их изучаю.
Николай. О преимуществах работы в «большой тройке» я узнал еще на первом курсе от своего знакомого, но всерьез заинтересовался консалтингом только ближе к выпуску. Старшекурсники рассказывали о том, как здорово стажироваться в BCG, и я решил тоже попытать счастья.
Скажу честно, у меня получилось не сразу. Когда я первый раз подался в BCG, то срезался на последнем этапе. Пришлось пересмотреть свои сильные и слабые стороны. Физика и математика сделали меня достаточно продвинутым в аналитике — этот аспект меня не беспокоил. Гораздо важнее для меня было показать свой потенциал на интервью.
Николай. Не хватило понимания бизнес-процессов, опыта реальной работы. И немаловажно, что в тот раз последнее интервью совпало с непростым периодом в жизни. Эмоциональный фон очень важен для успешного прохождения интервью, особенно на последних этапах, и построения успешной карьеры в консалтинге. Что касается опыта работы, то после той неудачи я устроился на работу в банк, и это здорово помогло мне при следующем отборе.
Леонид. Стажировка мало чем отличается от работы. Важно отнестись к ней серьезно, продемонстрировать весь свой потенциал, показать, чего от тебя стоит ждать, если ты будешь полноценным работником. Работа оказалась даже круче, чем я рассчитывал, хотя ожидал я реально многого. Сначала я слегка по-хорошему волновался, но как только окунулся в процесс, то испытал огромное удовольствие от работы с такими замечательными людьми над по-настоящему серьезными проектами.
Николай. На работе нас путают не чаще, чем в обычной жизни. Но бывают забавные ситуации. Например, напоминают о встрече, а я абсолютно не понимаю, о чем речь. Потом соображаю: просто меня перепутали с братом. На самом деле мы не так часто пересекаемся и работаем, как правило, над разными проектами. Брат часто в разъездах, поэтому, когда мы оба в офисе, стараемся хотя бы пообедать вместе.
Кстати, однажды мы все-таки работали над одним кейсом, и это было здорово. Мы хорошо знаем сильные и слабые стороны друг друга, а потому на проекте возникла особая синергия.
Леонид. Да, плюс в том, что контакт у нас давно налажен. Обычно приходится притираться к команде, понимать стиль работы, личный график каждого, а в тот раз мы смогли сразу приступить к делу.