Есть два типа руководителей: одни достигают зарплатной планки в 300–600 тысяч и на этом останавливаются, а другие получают до 3 миллионов рублей и продолжают расти. Вероника Ноговицина, специалист по найму топ-менеджеров, умеет отличать одних от других и находить каждому подходящую вакансию. Она рассказала, кто занимает топовые позиции в международных компаниях и что делать студенту, чтобы через десять лет стать CEO.
Вероника Ноговицина
Досье
Вуз: НИУ ВШЭ, управление логистикой и цепями поставок в бизнесе
Первое место работы: Procter & Gamble. Работала в логистике, а затем отвечала за подбор сотрудников по России.
С точки зрения hard skills руководство стартапом из десяти человек и компанией с сотней сотрудников мало чем отличается. На обеих позициях лидер должен уметь управлять командой и решать сложные задачи. С этого этапа карьера зависит от soft skills. Но если вы хотите стать топ-менеджером, который получает 3 миллиона, учитесь упаковывать свои достижения.
Есть несколько черт, которые отличают высокооплачиваемых сотрудников. Они научились:
Строить карьеру никогда не поздно. Многие люди начинают ближе к тридцати: кто-то только заканчивает аспирантуру, а некоторые женщины возвращаются из декрета и заново ищут свое место на рынке труда. Я знаю одного топ-менеджера, который в тридцать два года пришел в бизнес и за шесть лет дорос до вице-президента очень крупной компании, то есть обогнал сверстников, которые стартовали сразу после выпуска. Но если вы уже в вузе нацелены на лидерскую карьеру, вот несколько советов:
Топ-менеджеры не выкладывают резюме на сайтах для поиска работы. Поэтому, чтобы нанять директора направления, компании вынуждены обращаться к третьей стороне — агентствам по найму. Хедхантеры анализируют запрос клиента и ищут подходящего специалиста. Чаще всего идеальные кандидаты спокойно трудятся в своей корпорации и не пытаются найти другое место. И тогда необходимо убедить их выбрать нового работодателя.
Хороший хедхантер — это не тот, кто может заставить любого человека сменить работу. Хороший хедхантер умеет найти того человека, которому максимально подходит эта позиция. Я не раз предлагала кандидатам зарплату меньше текущей, а задачи сложнее, и они соглашались, потому что это были правильные люди. Их вдохновляло мое предложение, и они видели, чего могут добиться в новой роли.
Сотрудники агентства обычно получают фикс и бонус, который зависит от зарплаты кандидата. Вы можете подбирать много людей или несколько, зато очень высокооплачиваемых, — и то и другое дает возможность зарабатывать в хедхантинге огромные деньги.
Моя максимальная зарплата — 1,8 миллиона рублей. Это было на третий год работы в рекрутинговом агентстве и с тех пор повторялось несколько раз. Мой средний заработок тоже очень существенный. Нередко я слышала от коллег мужа из McKinsey & Company: «Она работает до шести вечера, занимается рекрутингом и зарабатывает на этом существенно больше, чем я. Как это вообще возможно?»
Я ищу кандидатов, которые проработают в компании минимум пять лет и вырастут как специалисты. В идеале — будут приносить новые вакансии уже в качестве заказчиков. И конечно, я хочу, чтобы клиент остался доволен. А значит, нужно привести не просто хорошего сотрудника, а по-настоящему крутого топ-менеджера, который улучшит показатели компании. Чтобы справиться с этими задачами, хедхантеру нужны три умения: