Почему молодые инженеры ночуют в машинах, зачем им знать редкие языки и чем похожи Арктика и Сахара? Пообщались с Александром Никитиным, экс-руководителем подразделения капитального ремонта скважин в Schlumberger. Он рассказал, чем именно занимаются инженеры в крупных компаниях и как построить карьеру в этой профессии.
Египетские пирамиды и зиккураты Месопотамии никогда бы не были построены без знатоков инженерного дела. Причем эти величественные постройки — ровесники нефтедобычи. Наши предки начали использовать черное золото еще за несколько тысяч лет до нашей эры. Добывать нефть в промышленных масштабах люди научились ближе к XX веку. Для этого, как и для грандиозных строек античности, тоже нужны высококвалифицированные специалисты — инженеры.
Успех добычи нефти и газа складывается из множества параметров, на которые нельзя повлиять, но нужно учитывать. Например, типа почвы, ее температуры, наличия крупных камней на пути к запасам или состояния скважины. Поэтому компаниям нужны эксперты, готовые просчитывать эти моменты и оптимизировать работу с их учетом.
Инженеры — ключевые сотрудники в компаниях нефтегазового сектора. Именно они помогают найти месторождение, оценивают, сколько в нем запасов, и предлагают решение, которое позволит максимально долго и эффективно добывать ресурс. При этом от их знаний зависит не только работоспособность машин, механизмов и скважин, но и безопасность — здоровье и жизни людей на производстве.
«Нефтегазовые компании бывают разных типов. В одних ищут месторождения и предлагают решения по добыче ресурса. В них инженеры анализируют экологические условия и опираются на опыт предыдущих разработок. Другие компании занимаются уже разбуренными месторождениями. Здесь задача инженеров — максимально продлить срок жизни скважины и добыть как можно больше ископаемых: газа, нефти или конденсата», — объясняет Александр Никитин, экс-руководитель подразделения капитального ремонта скважин в Schlumberger.
«Нефтедобыча в России во многом зависит от международных компаний. Если человек хочет построить успешную карьеру, поработать в разных странах и посмотреть мир, то языки обязательно нужны. Например, так вышло, что из-за работы я выучил грузинский», — добавляет Александр Никитин, экс-руководитель подразделения капитального ремонта скважин в Schlumberger.
«Бывало такое, что я просыпался в два часа ночи от звонка и понимал, что нужно ехать на месторождение: без меня не справятся. На улице дождь, под ногами грязи по колено, но надо разобраться с аварией. А потом звонят с другой скважины, где тоже что-то произошло. Бывало, что несколько ночей подряд дремал в машине на бездорожье между месторождениями», — вспоминает Александр Никитин, экс-руководитель подразделения капитального ремонта скважин в Schlumberger.
«Новые месторождения появляются достаточно быстро, и экономически необоснованно повсюду строить целые города или поселки. Это касается и Арктики, и северных регионов России, и даже Сахары. Работают обычно вахтовым методом — живут чаще всего в современных общежитиях или вагончиках. Раньше на скважину уезжали на 15-30 дней, но в связи с коронавирусом срок увеличился до трех месяцев», — уточняет Александр Никитин, экс-руководитель подразделения капитального ремонта скважин в Schlumberger.
В большинстве нефтегазовых компаний у инженеров есть 12 грейдов. Для повышения обычно нужно выполнить определенные условия: отработать на сложном проекте, получить рекомендации от коллег, внести деловые предложения в деятельность компании или набрать необходимый стаж.
Если молодой инженер с энтузиазмом берется за дело, то через несколько лет после старта карьеры он может стать руководителем проекта. По мере роста экспертизы специалист все меньше времени проводит в поле и больше работает за столом. Пять лет такого опыта будет достаточно, чтобы начать отвечать сразу за несколько крупных проектов компании и научиться принимать ключевые решения по ее развитию.
Мы заметили, что ваш курсор шевелиться — он уже готов откликаться на вакансии после прочтения. Давайте порадуем его вместе — заходите в наш Telegram-канал. Там мы ежедневно публикуем предложения от лучших работодателей-партнеров.
«Добыча. Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть», Дэниель Ергин
Автор — лауреат Пулитцеровской премии. В книге он объясняет, как нефтяная промышленность стала одним из самых влиятельных факторов развития мировой экономики.
«Геология, разведка, бурение и добыча нефти», Норман Хайн
Профессор геологии нефти и президент NJH Energy, владеющей и управляющей скважинами, подробно и понятно разбирает все важные вопросы, связанные с нефтедобычей. В книге есть большой словарь терминов, а материалы сопровождаются полезными иллюстрациями.
Написала
Полина Никитина
Проиллюстрировала
Алина Глушанок
Сверстал
Георгий Саяпин