Инхаус или консалтинг: что выбрать?
Статьи / Консалтинг или бизнес: что выбрать?
bg

Консалтинг или бизнес: что выбрать?

Пока вы учитесь в вузе, сложно понять, в какой сфере стоит развиваться. Единственный способ разобраться — это идти и пробовать. Так и поступил Дан Лифшиц, который в 18 лет устроился в консалтинговую компанию Strategy Partners Group, а через несколько лет перешел в McKinsey и быстро обогнал коллег, став ассоциатом в 22 года. Сейчас, спустя почти 10 лет, он занимает позицию Head of Product в международной компании Gett. Специально для Changellenge >> он рассказал, почему московское метро напоминает о карьерных достижениях, чем консалтинг отличается от бизнеса и как понять, что вам ближе.

Дан Лифшиц, выпускник Школы Changellenge >>
Досье

Вуз: НИУ ВШЭ, University of London.
Старт карьеры: стажировка в Абсолют Банке на первом курсе.
Работал консультантом в Strategy Partners Group и McKinsey.
Сейчас занимает должность Global Head of Marketplace в Gett.


Может быть, консалтинг?

До «большой тройки» и обратно

Я пришел в консалтинг после первого курса. За несколько месяцев до начала работы участвовал в Changellenge >> Cup Moscow 2010, где решал кейс о выходе консалтинговой компании Accenture Consulting Group на российский рынок. Именно тогда я разобрался, чем «большая тройка» отличается от «большой четверки» и в чем заключается работа консультанта, — и понял, что она мне интересна.

Как и большинство первокурсников, я не очень разбирался в консалтинговых компаниях. Поэтому просто выбрал по одной компании из «тройки» и «четверки», а потом еще одну, не входящую в эти объединения. В итоге отправил заявку в Bain & Company, KPMG и Strategy Partners Group (последняя привлекла меня тем, что обещала фидбэк всем кандидатам). В первых двух компаниях я услышал: «Приходи через три года». SPG была единственной, кто воспринял мою заявку серьезно, — и в итоге я проработал у них два с половиной года. Там мне нравились коллеги, задачи, которые приходилось решать, и перспективы развития.

Через пару лет я решил, что пора расширять горизонты. Мне захотелось стать частью международной компании, работать за границей и опираться на экспертизу коллег по всему миру. Я проанализировал  обратную связь от друзей — в тот момент у меня уже были знакомые во всех компаниях «большой тройки». Как известно, сами компании функционируют на одном поле, но внутри довольно сильно различаются, когда речь идет о корпоративной культуре, сотрудниках, типах проектов. Пытаясь определиться с дальнейшей карьерой, я сравнил узнаваемость бренда компании, степень ее присутствия в интересных мне отраслях — и сделал выбор в пользу стажировки в McKinsey.

Ключевой проект

Самая интересная задача, над которой мне довелось поработать в McKinsey, — это создание новой навигации в московском метро. Каждый раз, когда вижу лайтбокс или указатель в новой стилистике, я вспоминаю, что приложил к ним руку, и испытываю настоящий кайф. Когда-то у нас в офисе висели тестовые экземпляры, а теперь они используются на каждой станции. Дизайн-концепцию, разумеется, разрабатывало агентство, а McKinsey выступала скорее в качестве проджект-менеджера.

Этот проект особенно выделяется для меня, потому что в консалтинге результаты работы чаще всего выражены в цифрах: сколько компания заработает или сэкономит. Итог многомесячного проекта — это документ, фактически подборка советов и бизнес-решений, которые компания будет или не будет использовать. Когда эти изменения внедряют, ты уже не работаешь с компанией, а кроме того, их все равно не пощупать руками. Проект с московским метро выгодно отличается тем, что спустя годы я все еще вижу физический результат своей работы.

Консалтинг: саммари

  • Разнообразная деятельность. За короткий срок вы узнаете многое об очень разных сферах.
  • Люди вокруг. Мало где так много людей с настолько высоким потенциалом и огромными амбициями. Единственный вариант быть рядом — это развиваться вместе с ними, иначе отстанешь, и это дает огромный толчок вперед.
  • Инвестиции в себя. Да, приходилось работать больше, чем во многих других сферах. Но про себя могу сказать: я был к этому готов. И мне кажется, в начале карьеры это правильный подход: много работать и быстро всему учиться. Я готов был тратить личное время на то,чтобы улучшить проект, и это не прошло незамеченным.

Может быть, бизнес?

Переход из консалтинга в бизнес оказался для меня довольно стрессовым. Но он казался необходимым этапом. При том что мне нравилось в консалтинге, я хотел другого уровня ответственности, хотел не предлагать идеи, а внедрять их и отвечать за результат. Так я перешел в Gett — международную технологическую компанию по подбору такси.

Для пользователя все просто: он нажимает кнопку и через пять минут получает такси в любой точке. Все остальное делаем мы: ищем машину, следим за динамическим ценообразованием, определяем спрос и предложение в каждой зоне в каждый момент — и выдаем результат.

В любой технологической компании есть продуктовая команда, которая создает продукт, и операционная команда, которая берет его и использует на благо бизнеса. В Gett первые занимаются технологическими операциями (разрабатывают и совершенствуют приложение и сайт), а вторые определяют все, что касается физических операций: рекрутмента, онбординга и обучения водителей, внутренних коммуникаций, определения тарифов, а также работы sales-команды.

Придя в Gett, я оказался во второй команде и занялся всем, что связано с водителями и таксопарками в России. А спустя год перешел в глобальную команду и переключился на продуктовую роль. Сейчас я много взаимодействую с коллегами во всех четырех странах присутствия компании. Большую часть моего рабочего дня теперь занимают встречи, причем очень разные. Сфера деятельности компании широка, и нам приходится решать задачи, касающиеся как полного жизненного цикла продукта, так и работы с командой.

Ключевой проект

Одна из самых больших проблем в транспортной отрасли — это цикличность внутри дня, недели и года. Каждое утро в Москве пробка по направлению к центру, а вечером — к области. В пятницу на дорогах больше машин, чем во вторник, а с сентября по декабрь спрос на такси стабильно выше, чем в остальные месяцы. Мы как транспортная компания должны все это учитывать и устанавливать баланс между спросом и предложением. Ведь в такси главное — доступность и надежность. И этого нужно добиваться, несмотря на любые часы пик, когда спрос может в разы превышать предложение.

Решение — рыночный механизм повышения цены. Он существует во многих сферах — от отельной отрасли, где есть явные пиковые сезоны, до продажи жд и авиабилетов. Этот механизм применялся в транспортной сфере и раньше: всегда были ночные и дневные тарифы, а кроме того, праздничные. Например, в Новый год цены всегда многократно возрастали. Но современные транспортные компании, вся наша категория, должны были вывести эту задачу на новый технологический уровень. Теперь мы решаем ее гораздо более локально и детально: в конкретной зоне, в конкретное время и в конкретном ценовом сегменте. Мы уже не можем объявить тариф «час пик» на весь рабочий день и с 7 утра до 7 вечера держать одну цену. Динамическое ценообразование опирается на сложные алгоритмические модели и машинное обучение и требует множества разнообразных данных. Совершенствование этого алгоритма — интереснейший проект, который мне удалось сильно продвинуть вперед за время работы.

Бизнес: саммари

  • Ощутимый физический результат. В Gett он измеряется в том, как быстро мы можем найти машину для клиента, количестве наших пользователей и их оценках. И каждая моя задача улучшает эти показатели.
  • Прямое влияние на проект. В консалтинге я выступал советчиком, а финальное решение всегда оставалось за клиентом. Заняв позицию Head of Product в Gett, я наконец получил ответственность за продукт и чувствую отдачу от своих действий.
  • Работа с командой. Будучи консультантом, я сам был своим главным ресурсом. У меня было определенное количество часов на то, чтобы получить определенный результат. Теперь я встал во главе команды и уже меньше делаю «руками», зато у меня появились новые интересные задачи по руководству командой.

Так что же все-таки выбрать?

На мой взгляд, самое главное — это разобраться в себе и понять, чего ты на самом деле хочешь. Сейчас в большинстве вузов проходит много карьерных мероприятий, встреч с компаниями и ярмарок вакансий. Познакомившись с людьми в интересной сфере, вы можете просто написать им и позвать выпить кофе, чтобы они рассказали, чем занимаются. Только так можно понять, что вообще есть на рынке и что захватывает именно вас.

Когда становится видна цель, появляется и понимание, как к ней прийти. Если вы хотите стать партнером в консалтинговой фирме, то, конечно, идите на стажировку в «большую тройку». Хотите открыть собственную компанию? Тогда вам скорее подойдет стажировка в бизнесе. Мой собственный путь полностью соответствует моим запросам: я пришел в консалтинг, чтобы учиться, а потом ушел в бизнес, чтобы влиять на результат.

21-дневный образовательный интенсив, созданный по принципам MBA, прокачает вас для крутой карьеры. Вас ждет четыре кейса из разных индустрий: банкинга, консалтинга, IT, FMCG, 20 экспертов с дипломами MBA и более 100 полезных контактов. Успейте подать заявку!

Узнать подробнее >>

Теги

changellenge

Пока вы учитесь в вузе, сложно понять, в какой сфере стоит развиваться. Единственный способ разобраться — это идти и пробовать. Так и поступил Дан Лифшиц, который в 18 лет устроился в консалтинговую компанию Strategy Partners Group, а через несколько лет перешел в McKinsey и быстро обогнал коллег, став ассоциатом в 22 года. Сейчас, спустя почти 10 лет, он занимает позицию Head of Product в международной компании Gett. Специально для Changellenge >> он рассказал, почему московское метро напоминает о карьерных достижениях, чем консалтинг отличается от бизнеса и как понять, что вам ближе.

Дан Лифшиц, выпускник Школы Changellenge >> Досье

Вуз: НИУ ВШЭ, University of London. Старт карьеры: стажировка в Абсолют Банке на первом курсе. Работал консультантом в Strategy Partners Group и McKinsey. Сейчас занимает должность Global Head of Marketplace в Gett.

Может быть, консалтинг?

До «большой тройки» и обратно

Я пришел в консалтинг после первого курса. За несколько месяцев до начала работы участвовал в Changellenge >> Cup Moscow 2010, где решал кейс о выходе консалтинговой компании Accenture Consulting Group на российский рынок. Именно тогда я разобрался, чем «большая тройка» отличается от «большой четверки» и в чем заключается работа консультанта, — и понял, что она мне интересна.

Как и большинство первокурсников, я не очень разбирался в консалтинговых компаниях. Поэтому просто выбрал по одной компании из «тройки» и «четверки», а потом еще одну, не входящую в эти объединения. В итоге отправил заявку в Bain & Company, KPMG и Strategy Partners Group (последняя привлекла меня тем, что обещала фидбэк всем кандидатам). В первых двух компаниях я услышал: «Приходи через три года». SPG была единственной, кто воспринял мою заявку серьезно, — и в итоге я проработал у них два с половиной года. Там мне нравились коллеги, задачи, которые приходилось решать, и перспективы развития.

Через пару лет я решил, что пора расширять горизонты. Мне захотелось стать частью международной компании, работать за границей и опираться на экспертизу коллег по всему миру. Я проанализировал  обратную связь от друзей — в тот момент у меня уже были знакомые во всех компаниях «большой тройки». Как известно, сами компании функционируют на одном поле, но внутри довольно сильно различаются, когда речь идет о корпоративной культуре, сотрудниках, типах проектов. Пытаясь определиться с дальнейшей карьерой, я сравнил узнаваемость бренда компании, степень ее присутствия в интересных мне отраслях — и сделал выбор в пользу стажировки в McKinsey.

Ключевой проект

Самая интересная задача, над которой мне довелось поработать в McKinsey, — это создание новой навигации в московском метро. Каждый раз, когда вижу лайтбокс или указатель в новой стилистике, я вспоминаю, что приложил к ним руку, и испытываю настоящий кайф. Когда-то у нас в офисе висели тестовые экземпляры, а теперь они используются на каждой станции. Дизайн-концепцию, разумеется, разрабатывало агентство, а McKinsey выступала скорее в качестве проджект-менеджера.

Этот проект особенно выделяется для меня, потому что в консалтинге результаты работы чаще всего выражены в цифрах: сколько компания заработает или сэкономит. Итог многомесячного проекта — это документ, фактически подборка советов и бизнес-решений, которые компания будет или не будет использовать. Когда эти изменения внедряют, ты уже не работаешь с компанией, а кроме того, их все равно не пощупать руками. Проект с московским метро выгодно отличается тем, что спустя годы я все еще вижу физический результат своей работы.

Консалтинг: саммари

Разнообразная деятельность. За короткий срок вы узнаете многое об очень разных сферах. Люди вокруг. Мало где так много людей с настолько высоким потенциалом и огромными амбициями. Единственный вариант быть рядом — это развиваться вместе с ними, иначе отстанешь, и это дает огромный толчок вперед. Инвестиции в себя. Да, приходилось работать больше, чем во многих других сферах. Но про себя могу сказать: я был к этому готов. И мне кажется, в начале карьеры это правильный подход: много работать и быстро всему учиться. Я готов был тратить личное время на то,чтобы улучшить проект, и это не прошло незамеченным.

Может быть, бизнес?

Переход из консалтинга в бизнес оказался для меня довольно стрессовым. Но он казался необходимым этапом. При том что мне нравилось в консалтинге, я хотел другого уровня ответственности, хотел не предлагать идеи, а внедрять их и отвечать за результат. Так я перешел в Gett — международную технологическую компанию по подбору такси.

Для пользователя все просто: он нажимает кнопку и через пять минут получает такси в любой точке. Все остальное делаем мы: ищем машину, следим за динамическим ценообразованием, определяем спрос и предложение в каждой зоне в каждый момент — и выдаем результат.

В любой технологической компании есть продуктовая команда, которая создает продукт, и операционная команда, которая берет его и использует на благо бизнеса. В Gett первые занимаются технологическими операциями (разрабатывают и совершенствуют приложение и сайт), а вторые определяют все, что касается физических операций: рекрутмента, онбординга и обучения водителей, внутренних коммуникаций, определения тарифов, а также работы sales-команды.

Придя в Gett, я оказался во второй команде и занялся всем, что связано с водителями и таксопарками в России. А спустя год перешел в глобальную команду и переключился на продуктовую роль. Сейчас я много взаимодействую с коллегами во всех четырех странах присутствия компании. Большую часть моего рабочего дня теперь занимают встречи, причем очень разные. Сфера деятельности компании широка, и нам приходится решать задачи, касающиеся как полного жизненного цикла продукта, так и работы с командой.

Ключевой проект

Одна из самых больших проблем в транспортной отрасли — это цикличность внутри дня, недели и года. Каждое утро в Москве пробка по направлению к центру, а вечером — к области. В пятницу на дорогах больше машин, чем во вторник, а с сентября по декабрь спрос на такси стабильно выше, чем в остальные месяцы. Мы как транспортная компания должны все это учитывать и устанавливать баланс между спросом и предложением. Ведь в такси главное — доступность и надежность. И этого нужно добиваться, несмотря на любые часы пик, когда спрос может в разы превышать предложение.

Решение — рыночный механизм повышения цены. Он существует во многих сферах — от отельной отрасли, где есть явные пиковые сезоны, до продажи жд и авиабилетов. Этот механизм применялся в транспортной сфере и раньше: всегда были ночные и дневные тарифы, а кроме того, праздничные. Например, в Новый год цены всегда многократно возрастали. Но современные транспортные компании, вся наша категория, должны были вывести эту задачу на новый технологический уровень. Теперь мы решаем ее гораздо более локально и детально: в конкретной зоне, в конкретное время и в конкретном ценовом сегменте. Мы уже не можем объявить тариф «час пик» на весь рабочий день и с 7 утра до 7 вечера держать одну цену. Динамическое ценообразование опирается на сложные алгоритмические модели и машинное обучение и требует множества разнообразных данных. Совершенствование этого алгоритма — интереснейший проект, который мне удалось сильно продвинуть вперед за время работы.

Бизнес: саммари

Ощутимый физический результат. В Gett он измеряется в том, как быстро мы можем найти машину для клиента, количестве наших пользователей и их оценках. И каждая моя задача улучшает эти показатели. Прямое влияние на проект. В консалтинге я выступал советчиком, а финальное решение всегда оставалось за клиентом. Заняв позицию Head of Product в Gett, я наконец получил ответственность за продукт и чувствую отдачу от своих действий. Работа с командой. Будучи консультантом, я сам был своим главным ресурсом. У меня было определенное количество часов на то, чтобы получить определенный результат. Теперь я встал во главе команды и уже меньше делаю «руками», зато у меня появились новые интересные задачи по руководству командой.

Так что же все-таки выбрать?

На мой взгляд, самое главное — это разобраться в себе и понять, чего ты на самом деле хочешь. Сейчас в большинстве вузов проходит много карьерных мероприятий, встреч с компаниями и ярмарок вакансий. Познакомившись с людьми в интересной сфере, вы можете просто написать им и позвать выпить кофе, чтобы они рассказали, чем занимаются. Только так можно понять, что вообще есть на рынке и что захватывает именно вас.

Когда становится видна цель, появляется и понимание, как к ней прийти. Если вы хотите стать партнером в консалтинговой фирме, то, конечно, идите на стажировку в «большую тройку». Хотите открыть собственную компанию? Тогда вам скорее подойдет стажировка в бизнесе. Мой собственный путь полностью соответствует моим запросам: я пришел в консалтинг, чтобы учиться, а потом ушел в бизнес, чтобы влиять на результат.

21-дневный образовательный интенсив, созданный по принципам MBA, прокачает вас для крутой карьеры. Вас ждет четыре кейса из разных индустрий: банкинга, консалтинга, IT, FMCG, 20 экспертов с дипломами MBA и более 100 полезных контактов. Успейте подать заявку!

Узнать подробнее >>

Подборки стажировок

  • Стажировки в консалтинге
  • Стажировки для junior
  • Совмещай стажировки с учебой
  • Трендовые вакансии

Смотрите также