87% сотрудников работают сверхурочно, и только 12% из них получают за это компенсацию, говорит исследование рекрутингового агентства HAYS. Если верить этой статистике, велика вероятность, что и вам приходилось задерживаться в офисе. В каких сферах переработки уже стали частью корпоративной культуры? Что происходит с человеком, который ночует на работе? И как получить бонусы за свой самоотверженный труд? Чтобы разобраться, поговорили с ex-HRD Strategy Partners Асей Колосовой и бизнес-консультантом Аленой Август, а еще изучили закон, реальные истории людей и выяснили, как к переработкам относятся в других странах.
Задерживаться в офисе — это уже практически норма в любых современных больших корпорациях, но чаще всего оставаться сверхурочно приходится консультантам. Если вы совсем не готовы перерабатывать, идите в профессии, где деятельность ограничена территорией, оборудованием или ситуацией: работник на стройке, инженер на заводе, оператор в кол-центре, сотрудник ЗАГС и так далее.
«Я не знаю компаний и позиций, кроме госсектора, где люди по звонку, как в советское время, встают и уходят условно в 18:00. Да, есть гибкие графики, возможность работать из дома, но сейчас практически везде сотрудники всегда на связи и живут на работе», — делится наблюдениями ex-HRD в Strategy Partners Ася Колосова.
Статья 152 Трудового кодекса разъясняет, что сверхурочную работу должны оплачивать в увеличенном размере. Первые два часа переработок стоят в полтора раза дороже обычного, все последующие — в два раза. Вместо повышенной оплаты сотрудник может попросить дополнительное время отдыха.
Однако в большинстве случаев вопросы, связанные с переработками, решают индивидуально, считают эксперты, с которыми мы пообщались. Все зависит от условий трудового договора: если при устройстве на работу вы согласились работать сверхурочно, закон не защитит вас от задержек в офисе. Если боитесь переработок, то не подписывайте договор, в котором есть пункты вроде «возможен ненормированный рабочий день» или «сверхурочная работа дополнительно не оплачивается».
«Если, к примеру, норма рабочего времени и нагрузок у строителя четко прописана в договоре и регулируется правилами охраны труда, то так называемый ненормированный рабочий день менеджера, пиарщика или специалиста по продажам может растягиваться на 24 часа в сутки», — рассказывает психолог и бизнес-консультант Алена Август.
По наблюдениям HR-эксперта Аси Колосовой, часто задержки в офисе в рабочие дни не оплачиваются. А вот вынужденную работу в выходные наниматели компенсируют. В любом случае все вопросы о зарплате нужно решать с руководителем. Вам могут выплатить дополнительные деньги за разовые переработки или поднять общую сумму вознаграждения.
Попробуйте поговорить с начальником, но перед этим обязательно соберите результаты своей работы. Будьте готовы, опираясь на факты, рассказать о пользе, которую вы принесете компании. Переработки без результатов вряд ли убедят руководителя повысить вам зарплату.
«В таком разговоре многое зависит от позиции работника, его ценности и характера взаимоотношений с работодателем. Это должен быть диалог партнеров без наездов и обвинений. При выставлении своего рода претензии нанимателю вы должны быть готовы к претензиям к качеству своей работы с его стороны», — советует бизнес-консультант Алена Август.
Во многих компаниях переработки помогают сотрудникам построить личный бренд и повысить свою ценность в глазах руководства, но для этого дополнительные часы труда должны приносить пользу компании. Если вы засиживаетесь в офисе просто потому, что медленнее других справляетесь с задачами, вряд ли это приведет вас к успеху.
«В основном сверхусилия замечают. Если вы докажете, что вы надежный и ответственный сотрудник, на которого можно положиться, вас, скорее всего, поощрят продвижением по службе. Хотя можно и просто просиживать штаны, работая на процесс, — тогда это не очень хорошая история», — рассказывает ex-HRD в Strategy Partners Ася Колосова.
Когда у вас большой заказ и сжатые сроки, переработать, чтобы справиться с ситуацией, вполне нормально. Но если сверхурочная работа становится нормой, она может привести к выгоранию. Тогда человек в силу усталости и постоянного стресса справляется все хуже и совсем не радуется результатам. Важно не допускать выгорания и стараться соблюдать work-life balance.
Ульяна Громова последние 15 лет занималась журналистикой и PR. Но полгода назад она ушла от работодателя и начала развивать личный бренд, параллельно взяв несколько проектов. Четыре месяца она работала практически без отдыха.
«Я вела два проекта по PR, свои соцсети и Telegram-канал, начала писать экспертные статьи и занималась стендапом. Мой рабочий день растянулся до 12 часов. Я урезала график сна, устроила жесткий тайм-менеджмент и стала много делегировать. Я обросла копирайтерами, журналистами, дизайнерами и аналитиками. Первое время в таком режиме был постоянный драйв, но через четыре месяца наступил ужасный откат. У меня вообще пропала мотивация — просто хотелось лежать и ни о чем не думать. Нужно держать баланс между работой и личной жизнью», — рассказывает Ульяна.
Нужно научиться распределять свое время. С этим помогут методики тайм-менеджмента: планировать деятельность, делать не самые приятные вещи в начале рабочего дня и не бояться делегировать задачи, если это возможно. Важно понять, зачем вы перерабатываете: в чем ваша мотивация и какие проблемы вы решаете. Если сложно разобраться, обратитесь к консультанту, который поможет взглянуть на загрузку под другим углом, найти ресурсы и расскажет, как убедить руководителя пересмотреть ваш график.
«Для большинства успешных топ-менеджеров характерно умение управлять своим временем и нагрузкой. Они с ужасом вспоминают, как в начале карьеры работали без отдыха и просвета. В такой мясорубке человек перестает видеть перспективы и адекватно оценивать результаты работы», — рассказывает бизнес-консультант и психолог Алена Август.
Мария Макаренко работает директором продюсерского центра в Китае. В ее компании проводят тренинги личностного роста и актерского мастерства. Она рассказала, как к переработкам относятся жители материкового Китая и более европеизированного Гонконга.
В Китае регламент рабочего дня обычно прописывается в трудовом договоре: если сотрудники задерживаются, наниматель должен компенсировать сверхурочные часы деньгами. Но задержки в офисе оплачивают не всегда, потому что китайцы стараются не конфликтовать с работодателем и боятся просить дополнительные деньги. Им важно показать готовность выполнить поручение, чего бы это ни стоило. Большинство из них соглашаются перерабатывать ради привилегий и стабильности. Особенно это распространено в государственных компаниях.
«Китайцы очень социальные и любят отдавать свои силы и время общему делу. Они могут работать и в выходные, и в праздники. Им важно показывать руководству, что они действительно вкладываются, заслуживать расположение начальника. Если ты нравишься руководителю, то, вероятно, быстро пойдет продвижение по службе. Люди держатся за работу в госсекторе, ведь в таких корпорациях белый оклад, есть страховые и пенсионные выплаты, а за стаж могут дать квартиру. Последнее — особенно сильный аргумент, ведь в Пекине невероятно дорогая недвижимость», — делится Мария.
Гонконг — наиболее европеизированный китайский город. Там у людей немного другой менталитет. Различаются и подходы, и отношение к работе по сравнению с остальной страной. Если люди на материковом Китае на какие-то моменты могли бы закрыть глаза и пойти навстречу руководителю, в Гонконге сотрудники отстаивают свое личное время.
«У моего знакомого была ситуация, которая хорошо проиллюстрирует эти различия. В Гонконге он нанял водителя: официально взял его на работу. В один день этот сотрудник просто не вышел на смену, никого не предупредив. Он так решил уволиться. Китаец из Пекина так бы никогда не поступил. Он бы очень сильно переживал о том, как будет выглядеть со стороны, что нужно предупредить руководителя и так далее. Вот и вся разница между совсем азиатским и более европейским менталитетом», — подводит итоги Мария.